Эссе
НАСЛЕДСТВО ПАМЯТИ
Да, время быстротечно. Уходят участники событий, с ними уходит память о том, что было, что они чувствовали, и хотя ребята передавали события своих бабушек и дедушек, но чувствуется их отношение, переживания, сочувствие. Сочинения бывают разными, но встречаются пронзительно искренние, трогательные, которые спокойно читать невозможно. Я и плачу, и удивляюсь, и восхищаюсь своим народом, который в нечеловеческих условиях депортации остался мудрым и великим.

Светлана Шевенова
Народный учитель РФ

С тех пор как в нашей семье появилась дочь Аянэ, мне захотелось больше узнать, как ее прабабушки и прадедушки пережили то страшное время. Наверное, не хватит и одной книги, чтобы собрать все истории родственников с того времени. Поэтому я спросила у родственников со стороны дедушки Аянэ, что им рассказывали их родители. Хочу поделиться здесь тем, что я услышала.

Мария Манджиева
Специалист по коммуникациям

Хотелось бы, чтобы о депортации нашего народа вспоминали не только раз в году. Для того, чтобы эта память была жива, необходимо чтобы молодое поколение по возможности спрашивало своих родных о тех годах. Прочитать в интернете, это одно, а живой разговор с родными - совсем другой пласт знаний. Вы сможете пронести через себя их рассказы, сможете больше проникнуться ими.

Гиляна Басангова

Культуролог, Master of Arts the University of Manchester,

независимая исследовательница


Сложно вспомнить, когда я впервые узнала о депортации. В конце 1990-х и в 2000-е о ней говорили свободно - в школах проводились уроки памяти, мы писали сочинения на русском и калмыцком языках, готовили рефераты. Я не помню Элисту без памятника «‎Исход и возвращение»‎, а в 2004 году 28 декабря стал официальным нерабочим Днем памяти жертв депортации калмыцкого народа. 2004 год - всего лишь 20 лет назад... Или уже 20 лет? За это время выросло еще одно поколение - четвертое - у которых будет свой собственный взгляд, и мне было хотелось, чтобы он продолжал быть личным.

Елизавета Нарумова
Управленец в сфере культуры, креативных индустрий и культурной памяти


Моя прабабушка припоминает: «Мы как-то отмечались у коменданта - и вдруг по радио начали передавать калмыцкие песни. Все стали петь, танцевать и плакать!» Потом сказали, что вышел указ о возвращении калмыков. Но что меня больше всего удивило из рассказа прабабушки, это то, что местные жители не хотели отпускать их.Как они прощались! Было много слез, но вместе с этим и радость от мысли о возвращении домой…
Ольга Магнеева

28 декабря 1943 года – эта дата навсегда останется в памяти нашего народа. Как гноящаяся рана, она будет напоминать о себе, отдавая болью «во всем теле». Искалеченная судьба целого народа. Это несчастье постигло нас всех.
Владимир Муев

Найти какие–либо объяснения такому произволу невозможно. Говорит: «Время - лекарь», но для нашего народа это невосполнимые потери, особенно жаль, что погибло много калмыков. И мы не вправе предавать забвению все то, что пережил народ, что довелось испытать всем нашим бабушкам и дедушкам. Мы должны помнить об этом!
Айта Сангаджиева

Множество рассказанных историй не оставят равнодушным никого из нас, «нового поколения».Ведь это был ужасный урок, преподнесенный властью, и его запомнили все калмыцкие семьи. Но очень жаль, как много не знали наши старики, умирающие, цепляющиеся за веру в счастливое будущее, ведь многие были уверены в том, что Сталин не знал о выселении, но именно он хладнокровной рукой в одно мгновение подписал «смертный приговор» всему народу.
Мы должны усвоить этот урок, чтобы никогда не повторять подобных ошибок. Но разве можно считать высылку всего народа недочетом или ошибкой?
Надежда Шкурова