В Элистинском лицее сложилась хорошая традиция изучать историю Калмыкии не формально, а понимая, что это наша история, твоих предков. Дедов и прадедов. Поэтому учителя обращают внимание на личностный вклад семьи, родственников,знакомых. После обсуждения ребята пишут рефераты, эссе, сочинения и обязательно, если есть возможность, указывают имена предков, родственников, участников исторических событий. Теперь история для них становится ближе, а некоторые события памятными.
Школьные сочинения являются нормальным явлением в учебной деятельности учащихся. Но, когда описываемые события в работах ребят, вносят новые черты и понимание их усиливается, то такие сочинения я сохраняю. Так получилось, что с тетрадями школьных сочинений столкнулась известный историк Эльза-Баир Гучинова и она предложила их опубликовать. В результате сотрудничества родилась книга «Память в наследство» (Депортация калмыков в школьных сочинениях, изданная в Санкт-Петербурге издательством «Алетейя» в 2005 году. По словам профессора В.Б. Убушаева у нас нет такого дневника как у Тани Савичевой, свидетельницы блокады Ленинграда, но «есть более 100 школьных сочинений элистинских учеников и из каждым из них - страшная трагедия каждой калмыцкой семьи в далеких лесах Сибири».
[1]Да, время быстротечно. Уходят участники событий, с ними уходит память о том, что было, что они чувствовали, и хотя ребята передавали события своих бабушек и дедушек, но чувствуется их отношение, переживания, сочувствие. Сочинения бывают разными, но встречаются пронзительно искренние, трогательные, которые спокойно читать невозможно. Я и плачу, и удивляюсь, и восхищаюсь своим народом, который в нечеловеческих условиях депортации остался мудрым и великим.
Многие сочинения ребят - это свидетельства их неформального отношения к этому дню календаря в истории народа. Мне приятно, что ни разу не встречала крайние высказывания экстремистского характера, не встречала сочинений с националистическими лозунгами. Наоборот, во многих работах прослеживается мысль, что депортация – это явление, характерное для тоталитарных режимов, что сталинизм по природе опасная идеология. Есть ряд сочинений, в которых приводятся примеры сострадания и помощи со стороны сибиряков. Я думаю, что ребята правильно оценивают эти сложные проблемы, и в этом вижу свой долг учителя. Я верю, что они понимают, что история народа это не только успехи и победы, но и проблемы, трудности, страдания, которые надо достойно и правильно решать.
[1] Убушаев В.Б., Убушаев К.В. Калмыки: выселение, возвращение, возрождение. 1943-1959 гг. Элиста. Изд-во Калмыцкого ун-та. 2007. 496с.