Проект вдохновлен книгой Светланы Шевеновой и Эльзы-Баир Гучиновой «Память в наследство: депортация калмыков в школьных сочинениях», вышедшей в издательстве «Алетейя» в 2005 г. В тот момент учеба на историко-юридическом профиле в Лицее только начиналась, поэтому сочинения моих одноклассников войти в книгу не успели. Но мы их писали, как и многие школьники в Калмыкии. Только спустя годы я смогла осознать важность этой практики как для знакомства с темой депортации калмыков, так и в качестве свидетельства о сохранении этой памяти.
Мне показалось важным дать возможность высказаться тем, кто повзрослев, обращается к истории своей семьи, хочет соприкоснуться с темой депортации, несмотря на всю сложность и ком в горле. При этом я убеждена, что травмы не исчезают просто так, свою боль важно выражать, тогда и говорить о ней спустя время будет легче. Не менее важным мне кажется сохранение личного, сердечного отношения к теме депортации в противовес неизбежному историческому упрощению нарратива из-за хода времени. Этого можно достичь только через эмпатичное подключение к истории и персональное осмысление прошедших событий.